Президент Ассоциации больших данных Анна Серебряникова в колонке для портала нацпроекта «Цифровая экономика» рассказала о том, каким должно быть регулирование рынка больших данных, чтобы обеспечить его динамичное развитие и соблюсти права граждан.
Согласно стратегии развития рынка больших данных до 2024 года, разработанной Ассоциацией больших данных (АБД) совместно с BCG, общий экономический эффект и рост выручки всех индустрий в России за счет использования результатов обработки больших данных в среднесрочной перспективе может составить от 1,2% до 3% ВВП. Причем этот эффект будет сгенерирован за счет дополнительной выручки российских компаний, которую получат благодаря развитию продуктов, сервисов и технологий больших данных.
Условия для развития рынка
Для достижения таких результатов важно дать рынку развиться, найти свои пути в применении современных технологий. Для этого необходимо минимизировать барьеры государственного регулирования в этой сфере, создать условия для развития рынка данных за счет мер саморегулирования, новых законодательных инициатив и изменения устаревших.
Не менее серьезный вопрос – вопрос обеспечения законности обработки персональных данных. Это одно из ключевых условий защиты прав граждан в цифровой среде и их доверия к технологическим сервисам, а значит важная составляющая для развития рынка данных.
Регулирование данных в мире
В мире существует несколько разных подходов к регулированию данных. Условно их можно разделить на европейский, американский и китайский.
Европейский подход основан на строгом регулировании защиты пользовательских данных. По оценкам Еврокомиссии, нереализованный потенциал роста цифровой экономики ЕС из-за введения GDPR составляет 450 млрд евро в год.
Американский подход поддерживает рыночные механизмы оборота данных, что дает активный прирост инноваций, повышает выручку бизнеса и ВВП США. По оценкам IDC, США лидируют на рынке технологии обработки big data и бизнес-аналитики (BDA). Выручка от этого рынка по итогам 2018 года составила около 88 млрд долларов. В ближайшие годы американский рынок будет занимать больше половины инвестиций в мировой сегмент BDA.
Китайский подход основан на введении режима национального благоприятствования. В результате защита информации национальных компаний позволяет бизнесу и государству внедрять инновационные сервисы и системы.
Обязательства России по Конвенции Совета Европы
Россия – участница Конвенции Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных». В 2018 году наша страна подписала ее модернизированную версию, чем подтвердила приверженность ее принципам и концепциям.
Модернизированная версия представляет собой облегченный вариант Регламента ЕС «О защите персональных данных» (EU General Data Protection Regulation, GDPR). В связи с этим Россия имеет обязательства по имплементации положений европейского права в российское законодательство. Это касается не только ранее существовавших принципов, но и появления новых. Это принцип прозрачности обработки данных, принцип обеспечения приватности по умолчанию (privacy by default) и в архитектуре предоставляемых товаров и услуг (privacy by design), принцип обеспечения подотчетности операторов за соблюдение требований законодательства о персональных данных, принцип обеспечения безопасности обрабатываемых данных.
Соблюдение положений модернизированной Конвенции должно способствовать развитию трансграничного оборота данных с европейскими компаниями, и, как следствие, способствовать росту российской экономики в условиях, когда основными торговыми партнерами России долгое время были и продолжают выступать страны Европейского союза, главным образом Германия, Нидерланды и Италия.
При этом имеет смысл интегрировать не все международные практики, а только те, которые соответствуют балансу интересов граждан, бизнеса и государства.
Существующее регулирование больших данных в России
Президент России Владимир Путин поручил к 1 июля 2020 года обеспечить регулирование оборота больших объемов данных для обеспечения защиты прав граждан при обработке их персональной информации.
Сейчас в России фактически регулируется только обращение с персональными данными федеральным законом «О персональных данных». В нем и закреплено определение персональных данных как любой информации, относящейся к определенному или определяемому на основе такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных). Если можно назвать владельца данных, то они персональные, если нет, то нет. Производить какие-либо действия с персональными данными компании могут только с согласия обладателя этих данных. Но не стоит забывать, что помимо персональных данных существуют и другие пользовательские данные. Они как раз чаще всего используются в маркетинговых целях. Эти данные не являются персональными.
Совершенствование законодательства в сфере оборота больших данных
Ассоциация больших данных уже реализовала ряд мер по установлению правил игры на рынке данных, АБД совместно с Институтом Развития Интернета (ИРИ) разработали Кодекс этики использования данных – документ саморегулирования отрасли, в котором зафиксированы основные принципы и нормы добросовестного обращения с данными. К Кодексу уже присоединились 12 крупнейших компаний российского рынка, а также Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации.
Сейчас готовятся законопроекты в рамках мероприятий национальной программы «Цифровая экономика». Например, Минкомсвязь подготовила законопроект об обработке обезличенных данных. Документ как защищает интересы пользователей, запрещая деобезличивание данных, так и снимает ряд барьеров в сфере обработки бизнесом обезличенной информации.
Еще ведется разработка проекта федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». Он призван создать благоприятные условия для проведения исследований и разработок в том числе и в области обработки данных.
Один из проектов АБД предполагает создание «песочницы данных» и получения для нее особого регуляторного статуса – «экспериментальной песочницы» для тестирования и апробации в ней новых кейсов и решений в области оборота данных, вне существующего регуляторного контура.
В части законодательного регулирования Ассоциация готова подключиться к обсуждениям в качестве эксперта в области международных практик использования данных. В любом случае целью всех применяемых мер по регулированию оборота данных в России является обеспечение безопасности и соблюдение интересов граждан.
Источник: Портал нацпроекта «Цифровая экономика»