Компания «Ингосстрах» и Финансовый университет при Правительстве РФ провели совместное исследование спроса на автокаско в условиях выхода из самоизоляции и пандемии COVID-19. В телефонном опросе приняли участие жители городов с численностью населения свыше 250 тыс. человек. В каждом из городов в ходе трех волн исследования, проведенных в апреле—мае, были опрошены не менее 300 человек в возрасте от 18 до 65 лет.
Кризисная ситуация, вызванная распространением пандемии COVID-19, повлекла за собой резкий спад активности населения — как на рынке автотранспорта, так и на рынке моторного страхования. Особенно показательными были март и начало апреля. По данным АЕБ продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в апреле упали на 72% по сравнению с апрелем прошлого года. В мае падение продаж оказалось также существенным, хотя и менее значительным — рынок упал на 52%.
В то же время, по данным наших исследований, общий спад интереса потребителей к приобретению неновых автомобилей оказался гораздо менее значительным — в конце марта и начале апреля число тех, кто был намерен приобрести подержанный автомобиль, снизилось на 17%, тогда как спрос населения на приобретение новых автомобилей упал на 39% по сравнению с показателями апреля прошлого года. Однако уже в середине апреля интерес к приобретению автомобилей начал постепенно расти и во второй половине мая он вышел на уровень весны прошлого года. В первую очередь тенденция коснулась подержанных, а затем и новых автомобилей. В структуре спроса на автомобили сегодня быстрее всего растет интерес потребителей к приобретению машин из нижнего ценового сегмента (таких как Лада или УАЗ), увеличивается также спрос на автомобили из верхней ценовой группы (таких как BMW, Мерседес и др.). Что касается новых автомобилей, то, по нашим наблюдениям, спрос растет быстрее всего в сегменте цен «выше среднего» (например, Фольксваген, Шкода, Хендай и др.).
Если говорить о страховании каско автотранспорта граждан, то здесь, как и на рынке автомобилей, максимальный провал спроса, по нашим оценкам, пришелся на начало апреля нынешнего года. После этого началось постепенное восстановление спроса населения на страхование каско. Согласно данным исследования, сегодня 2,5% автовладельцев выражают намерение застраховать каско собственного автомобиля в течение ближайших месяцев. Самый большой спрос на страхование каско мы отмечаем среди автовладельцев Санкт-Петербурга, Москвы, Мурманска, Нижневартовска и Тольятти. Среди автомобилей, для которых чаще всего покупают страхование каско, лидируют массовые марки — Лада, КИА, Тойота и Рено вместе формируют более половины спроса на этот вид страхования.
«Несмотря на кризисную ситуацию и некоторую растерянность потребителей, с которой мы столкнулись в конце марта и начале апреля этого года, можно сказать, что сейчас рынок добровольного автострахования начинает постепенно оживать. Конечно, продажи новых автомобилей еще не восстановились в полной мере, но уже начинают открываться дилерские салоны, заработали станции технического обслуживания, и это позитивно влияет на рынок, — комментирует руководитель дирекции розничного бизнеса компании „Ингосстрах“ Виталий Княгиничев. — В условиях возвращения к нормальной жизни, роста интенсивности движения на дорогах, приобретение полиса каско для тех, кто сделал паузу в страховании из-за коронавирусной эпидемии, становится насущной необходимостью. Наличие страхового полиса становится неотъемлемой составляющей стандарта потребления и высокого качества жизни. В каком-то смысле возникший кризис только подчеркнул важность защиты своих активов и необходимость инвестиций в собственное спокойствие».
Доля тех, кто в течение ближайших 2–3 месяцев намерен приобрести полис страхования каско для своего автомобиля (от числа автовладельцев, принявших участие в исследовании)