В мероприятии, приуроченном ко Дню российского студенчества, приняли участие ребята из 37 университетов разных субъектов, в том числе из новых регионов.
Студенты обсудили с главой Минобрнауки России самые актуальные темы, среди которых: обновление национальной системы высшего образования, практикоориентированность и трудоустройство, преимущества участия в проекте «Передовые инженерные школы», нарастающую роль искусственного интеллекта в образовании, введение курса истории для студентов неисторических специальностей и другие вопросы.
Во время пресс-конференции студентка из НИТУ «МИСИС» Мария Правкина поинтересовалась, какая главная цель обновления национальной системы высшего образования.
В Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин отметил, что в высшей школе назрели существенные изменения, которые обусловлены новыми требованиями к специалистам.
«Ключевые составляющие обновления системы высшего образования представляют собой совокупность фундаментальности, которая была сильной стороной в советское время, гибкости — это опыт последних десятилетий, и практикоориентрованности, представляющей сегодня большой запрос рынка труда», — сказал Валерий Фальков.
При этом желание поступить в магистратуру должно быть продиктовано не просто потребностью получить диплом, а запросом на углубленные профессиональные знания, подчеркнул он. В обновляемой системе высшего образования магистратура останется как специализированное высшее образование.
«Выпускник школы должен получить базовое высшее образование, которого будет достаточно, чтобы реализовать себя на рынке труда. Обучение можно продолжить позже, в зависимости от того, как складывается ваша профессиональная траектория. В этом случае магистратура позволит получить углубленные профессиональные знания с учетом специфики карьеры», — пояснил глава Минобрнауки России.
Магистратуру планируется разделить на профессиональную и исследовательскую. Она перестанет носить массовый характер и будет соответствовать запросам рынка труда.
Сейчас в пилоте участвуют шесть вузов. В 2025 году вся система высшего образования России должна перейти на обновленный формат работы.
Говоря о грамотном соотношении теории и практики, Министр отметил, что она должна проходить при участии лучших работодателей. Один из примеров, где удачно сочетаются обе составляющие, — федеральный проект «Передовые инженерные школы», стартовавший в 2022 году. Сегодня партнерами передовых инженерных школ являются более 160 госкорпораций и крупнейших частных российских компаний. Со стороны бизнеса значительно увеличилось софинансирование проекта — на 1 рубль федерального бюджета приходится 1 рубль 72 коп. привлеченных средств.
Во всех передовых инженерных школах ведут разработки, которые применяются в реальном секторе экономики, в том числе:
-в Сеченовском университете студенты работают над созданием технологий, которые позволят снизить риски врачебных ошибок, сократить время операций и увеличить точность хирургического воздействия. Совместно с АО «Русатом РДС» разрабатывается первый отечественный аппарат для гемодиализа (метод внепочечного очищения крови);
-в Московском авиационном институте студенты вместе с учеными и представителями предприятий (Русагро, ОДК, Институт системного программирования РАН) создают беспилотники для сельского хозяйства, которые будут орошать поля пестицидами («Агродрон»). А дрон «Агроскаут» может отслеживать состояние посевов, выявлять наличие сорняков;
-в уфимской передовой инженерной школе «Моторы будущего» готовят кадры для авиационной промышленности, ребята сотрудничают с КАМАЗом, УППО и Вега Газ через устройство в студенческие конструкторские бюро.
Отвечая на вопрос студентки из Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Дарьи Воробьевой, Валерий Фальков отметил, что искусственный интеллект не заменит университет. По его словам, сегодня искусственный интеллект становится частью любой профессии. Система высшего образования должна быть открыта к изменениям, быть в авангарде этого процесса.
«При этом важно понимать, что настоящее высшее образование — это всегда работа преподавателя и самого студента. А искусственный интеллект будет выполнять важную, но вспомогательную роль», — добавил он.
Еще одной важной темой встречи стало обсуждение введения курса «История России» для студентов неисторических специальностей.
«Задача университетов не только в том, чтобы дать вам профессиональные знания, но и показать, что Россия — страна с богатейшей историей, которая внесла огромный вклад в мировое культурное наследие. У нас много прекрасных имен и достижений в самых разных областях, в том числе в педагогике, медицине, инженерии, общественных науках. Знание истории крайне важно, независимо от того, какую профессию вы получаете, чтобы вы понимали, в какой стране живете и куда движется мир сейчас», — сказал Министр.
Отметим, сегодня во всех вузах преподается обновленный курс «История России» для студентов неисторических специальностей в объеме не менее 144 часов — с упором на контактную работу, с грамотным балансом лекционных и семинарских занятий, с привлечением молодых талантливых преподавателей.
Готовится новый учебник по истории России для высшей школы. Для удобства преподавателей он будет состоять из 30 глав, чтобы соответствовать лекционному курсу. В нем будет рассказываться и об истории тех отраслей, которые изучают студенты. Уже предусмотрены варианты учебников с компонентой по истории инженерного дела, транспорта, медицины, народного образования, культуры и сельского хозяйства.
По поручению главы государства Владимира Путина Минобрнауки России разработало и внедрило модуль «Основы российской государственности» для студентов первого курса первого семестра вузов вне зависимости от направлений подготовки студентов. В его основу положен принцип междисциплинарности.
Источник изображения: media.kpfu.ru