Аналитики «ГлобалМедиа», в сотрудничестве с приглашёнными экспертами и представителями регионального бизнеса, подготовили индекс деловой активности «ГлобалМедиа PMI» для России за октябрь 2024 года.
Индекс деловой активности ГлобалМедиа PMI в сфере услуг за октябрь 2024 года, известный как GM Global Services Russia PMI Index, увеличился с 50,7 п.п. до 52,1 п.п. За аналогичный период индекс деловой активности S&P Global (Global Russia Services PMI by S&P Global) вырос с 50,5 п.п. до 51,6 п.п.
Основные выводы
- В течение четвертого месяца подряд индекс деловой активности превышает отметку в 50 п.п., и его текущее значение составляет 52,1 п.п. (+2,1 п.п.). По сравнению с сентябрем индекс вырос на (+1,4 п.п.).
- Увеличение роста деловой активности на фоне увеличения потребительского спроса.
- Рост занятости.
- Инфляционное давление продолжает усиливаться.
- Эксперты дают оптимистичные прогнозы как в отношении ближайших, так и отдалённых перспектив.
Текущий индекс GM PMI
Результаты анализа опросных листов показывают наличие следующих тенденций в исследуемом месяце:
- Растущий клиентский спрос способствовал росту деловой активности в октябре. Отметка 52,1 п.п. оказалась одной из самых высоких за 10 месяцев 2024 года. За всю историю наблюдений самое большое значение индекса было в августе 2023 года - 57,8 п.п.
- Анализируя динамику индекса, специалисты «ГлобалМедиа» отмечают, что в октябре снизились только «Незавершенные заказы», а все остальные компоненты: «Цены», «Затраты», «Занятость», «Новые заказы» и «Реализация» выросли. Лидером роста снова стали «Цены» (+7,2 п. п.), это самый значительный рост за последние месяцы.
Краткосрочный прогноз
Анализ результатов опросов демонстрирует незначительное улучшение ожиданий на следующий месяц. В октябре лишь 39% респондентов предсказывают ухудшение деловой среды в будущем месяце, в то время как в прошлом месяце этот показатель составлял 40%.
Долгосрочный прогноз
Эксперты также прогнозируют положительные изменения в долгосрочной перспективе, предполагая улучшение условий для развития бизнеса. В октябре 52% опрошенных респондентов (в сентябре этот показатель составлял 54%) выразили мнение, что в ближайшие 12 месяцев в стране будет наблюдаться положительная динамика.
Экспертные мнения
Михаил Колесников, основатель Группы Компаний Benza, эксперт в сфере управления нефтепродуктами: «Сейчас всё активнее предприятия переходят на автоматизацию процессов. Это связано с их потребностью повышать эффективность, снижать роль ручного труда в производстве и уменьшать издержки. Автоматизация приходит и в такие непрофильные процессы как контроль и учет топлива. Многие собственники именно сейчас обратили внимание на то, что иметь собственные автоматизированные автозаправочные комплексы выгодно. С ними они экономят топливные издержки, а, как известно, топливо всегда было и остаётся одной из самых затратных статей расходов для бизнеса со своим автопарком. В связи с этим потребность продукции Benza – «умных» контейнерных АЗС, топливных колонок и цифровых систем контроля топлива – на российском рынке остаётся высокой. Другой вопрос финансовый – заказчики долго выходят на сделку, присматриваются и, в целом, не спешат тратиться на покупку оборудования. Конечно, это связано с достаточно напряженной экономической ситуацией на рынке, в целом. И многим производителям, как и нам в том числе, приходится ориентироваться в запросах клиента, изучать потребности и запускать новые продукты. В этом году мы стали выпускать многорукавные топливораздаточные колонки, которые могут использоваться на объектах крупных коммерческих АЗС, что позволит нам масштабироваться на своём рынке. Также мы приступили к производству зарядных станций для электромобилей, понимая, что рынок топлива меняется, и всё больше автомобилей переходит на электричество. Обобщая всё это, хочу сказать, что сейчас время гибких компаний, которые готовы перестраивать свою работу, слышать актуальные запросы рынка и быстро реагировать. Если этого не делать, можно отстать и догонять других уже будет сложнее».
Алексей Женихов, директор МегаФона в Свердловской области: «Рынок мобильной связи и интернета в России достаточно стабилен, а многие направления показывают хорошую динамику несмотря на условия жесткой конкуренции. Например, мы отмечаем приток новых клиентов и уверенный рост потребления телеком-услуг. Так, наша база клиентов по итогам первого полугодия текущего года увеличилась до 77,26 млн человек (+2,0% к аналогичному периоду прошлого года), что стало логичным следствием расширения тарифных предложений, пересмотром их наполнения и запуском услуг, в полной мере отвечающих интересам потребителей. Еще одним из трендов в потреблении стало увеличение трафика передачи данных, причем не только в крупных городах, но и в небольших населенных пунктах. Людям нужно все больше интернета для общения и работы. Глобальной задачей для нас было развитие сети, чтобы сохранить скорости на привычно высоком уровне. Для этого наша команда удвоила темпы рефарминга, когда сети четвертого поколения постепенно вытесняют устаревшие стандарты связи 2G и 3G, а сама программа охватила 52 региона России. Мы также внедряли технологические новшества - первыми на рынке запустили функцию интеллектуального управления нагрузкой в сети радиодоступа (RCAF), которая позволяет повысить доступность популярных интернет-сервисов даже в моменты пикового потребления услуг».
Дмитрий Кривошеев, генеральный директор цифровой платформы для организации командировок и управления расходами Ракета: «Сейчас в деловом туризме мы наблюдаем, с одной стороны, отложенный эффект от пандемии и геополитической ситуации, с другой – из-за экономических вызовов. При этом в индустрии бизнес-тревел все сильнее проявляется кадровый голод. Соискатели даже с минимальным опытом, ориентированные на работу с тревел-тех решениями, рассчитывают на большую заработную плату, что увеличивает размеры ФОТ. На это накладывается увеличение цен на туристические услуги и тревел-поставщиков. Как следствие – игрокам рынка делового туризма приходится пересматривать ценообразование, финансовые условия для заказчиков. Сегодня нельзя не отметить и консолидацию рынка бизнес-тревел. Не выдерживающие высокой конкуренции агентства банкротятся, клиенты от них и от непрофессиональных игроков переходят к лидерам рынка. Продолжается тренд поглощений и слияний. Запрос корпоративных клиентов на цифровизацию растет, этот процесс стал более динамичным и масштабным. Сейчас даже заказчики, которые никогда не задумывались об оптимизации, внедрении цифровых решений на своих предприятиях, ставят перед собой такие задачи и успешно выполняют их. Если кардинально не изменится макроэкономическая ситуация , то мы увидим развитие вышеобозначенных трендов. Можно с точностью сказать, что клиенты будут все больше цифровизироваться, так как это, с одной стороны, дает им возможность экономить и упрощать процессы, а с другой – это государственная стратегия по цифровой трансформации. Вероятно, рынок продолжит консолидироваться, а стоимость тревел-услуг будет расти. Влияют на это макроэкономические факторы, а также требования со стороны корпоративных клиентов по отсрочке платежей, высокому качеству сервиса и ИТ-составляющей».
Валерий Димоев, инвестор и основатель курорта Miracleon: «Общая ситуация в экономике пока остается стабильной, несмотря на волатильность в ряде отраслей и замедление темпов роста производства. Главным драйвером роста экономики остается сильный внутренний спрос, который поддерживался ростом доходов и расширением кредитования. Однако рост ставки рефинансирования в среднесрочной перспективе скажется на стоимости кредитов как для физических, так и юридических лиц, что приведет к сокращению объемов кредитования. Ключевыми проблемами продолжают оставаться дефицит кадров, а с ними рост заработных плат, издержек производства и цен на ряд товаров и услуг, в связи с изменением цен на энергоносители и ограничений по импорту товаров. Драйверами экономики продолжают оставаться такие сферы как сельское хозяйство, транспорт, туризм. Краснодарский край в этих сферах является одним из лидеров. Собран рекордный урожай зерновых, продолжается реализация инвестиционных проектов по строительству транспортной инфраструктуры (магистрали, аэропорты, мосты и путепроводы), стартовала серия проектов по развитию Азово-Черноморского туристического кластера. Курорт Miracleon один из крупнейших и важных элементов туристической отрасли юга России планирует до 2028 года построить три новых отеля для обслуживания 700 тыс. туристов в год. Наша задача как инвесторов, создавать экономику предложения, запускать новые инвестиционные проекты, создавать новые рабочие места, что в конечном итоге повысит привлекательность внутреннего туризма. Благодаря госпрограммам и национальным проектам, совместно с региональными властями, нам удалось снизить сезонный характер туристической отрасти Краснодарского края и превратить ряд курортов в круглогодичные места отдыха для россиян, а города-курорты получили дополнительный стимул для развития – сократилась сезонная миграция персонала, вырос спрос на недвижимость и потребление товаров и услуг».
Подводим итоги
«Индекс деловой активности продолжает расти и превышает отметку в 50 п. п. уже четвертый месяц подряд. Его текущее значение составляет 52,1 п. п., что является одним из самых высоких показателей за 10 месяцев 2024 года. Рост деловой активности обусловлен увеличением потребительского спроса, новых заказов и занятости. Несмотря на высокую инфляционную нагрузку, эксперты прогнозируют позитивные тенденции как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе», — подводит итоги директор по работе с корпоративными клиентами Алена Потапова.
____________________________________________________
О проекте «Индекс деловой активности в сфере услуг ГлобалМедиа PMI»
Общественная редакция в Томске
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.