Институт оптики атмосферы им. В.Е. Зуева СО РАН планирует с 2020 года начать исследования климатических явлений в арктических регионах России. Предполагается, что для этой работы будет использоваться научный самолёт, в настоящее время — единственный в России.
Исследователи планирует провести измерения объёмов выброса метана и других газов парниковой группы, которые выделяются в атмосферу планеты ввиду таяния вечной мерзлоты на шельфовых участках. Заявление об этом сделал директор института Игорь Пташник в ходе переговоров с Александром Сергеевым, руководителем Российской академии наук.
«Пока что выбросы метана оказывают незначительное влияние на климатическую обстановку, тем не менее, концентрация газа довольно высока. В соответствии с проведёнными расчётами, максимальное количество данного вещества должно выделяться в экваториальных зонах, однако на самом деле это происходит в пределах арктических зон страны», — заявил глава института.
Сообщается также о том, что на проведение исследовательской работы в данном направлении, рассчитанной на два года, был перечислен грант за счёт Минобрнауки РФ в сумме 80 млн рублей. Ранее в Арктике уже совершались полёты научных групп института, однако тогда они выполнялись в рамках финансирования, которое осуществляли французская и норвежская стороны. С 2014 года международные ассигнования прекратились, потому с финансовой точки зрения институт уже не смог продолжать арктические исследования.
Изучение Арктики позволит провести в том числе полный анализ состава атмосферы, что возможно осуществить исключительно с задействованием летательного аппарата. Полученные данные будут очень ценными. Их нельзя отследить при помощи судов, поскольку такое решение обойдётся ещё дороже и при этом даст менее точные результаты. Детальная информация, получаемая на регулярной основе, потребуется учёным для того, чтобы моделировать процессы изменения климата.
В свою очередь, глава РАН проинформировал о том, что проект такого рода крайне важен как для российского государства, так и для мира в целом. Он добавил, что речь идёт о получении серьёзных новых данных. На их основе могут проводиться работы по научному прогнозированию ситуации в будущем. Тем временем в Томском научном центре СО РАН заявили о том, что полученные в рамках упомянутого гранта финансовые средства планируется потратить как на приобретение топлива для самолёта, так и на обновление технической и материальной базы летающей лаборатории Ту-134 «Оптик».
В настоящее время уникальный самолёт находится в распоряжении института. На борту воздушного судна есть единственный в стране лазерный локатор, предназначенный для изучения метана в вертикальных профилях. Также планируется оснастить летательный аппарат лазерным прибором для проведения зондирования верхних секторов океана. Таким образом будет проводиться сравнение процессов, протекающих в водной среде и в атмосфере.
Дополнительно будет установлен сажемер и модуль ГЛОНАСС. Экспедиция состоится в летнее время. Выбор сезона связан с тем, что именно открытая акватория океана, свободная от ледового покрова, даст возможность отследить её газообмен с атмосферой. Маршрут следования воздушной экспедиции включает Карское, Восточно-Сибирское, Баренцево и Чукотское моря, а также море Лаптевых.
Персоны1 и Компании2 в новости
Общественная редакция в Томске
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.