Тинькофф Бизнес в рамках аналитического проекта Tinkoff Data провел исследование, как компании и предприниматели принимают платежи по QR-кодам, и как доля этого платежного способа вырастет в 2023 году.
Для этого аналитики изучили оборот клиентов Тинькофф Бизнеса и данные о платежных транзакциях 28 млн клиентов-физлиц, а также провели опрос среди 6 тысяч предпринимателей, собственников и гендиректоров российских компаний.
Прогноз роста доли оплат по QR-кодам построен с помощью сервиса искусственного интеллекта для аналитики и прогнозирования ETNA.
Основные выводы:
- 55% компаний в b2c-сегменте подключили прием платежей по QR-кодам.
- 12% компаний с торговым эквайрингом регулярно принимают платежи по QR в офлайне.
- 24% покупателей минимум раз в месяц оплачивают покупки по QR-коду.
- Чаще всего покупки по куар-кодам совершают в супермаркетах, а больше всего тратят в категории товаров для дома и ремонта.
- К июню 2023 года количество покупок, оплаченных по QR, увеличится на 50%, а объем трат — на 37%.
Согласно опросу, 89% предпринимателей знают о возможности принимать платежи по QR-кодам с помощью Системы быстрых платежей (СБП), но только 55% подключили эту функцию.
Треть опрошенных (33%) считает, что в ближайшем будущем бизнес может полностью отказаться от приема платежей по картам в пользу других способов оплаты.
По данным Тинькофф Бизнеса, в декабре 2022 года только 12% предпринимателей с подключенным торговым эквайрингом регулярно принимали платежи по QR на платежном терминале.
У этих компаний на прием платежей по QR приходится 8% от оборота и 6,5% от общего количества транзакций.
Причины подключать QR-платежи
Главным преимуществом оплаты по QR предприниматели называют низкие комиссии в сравнении с эквайрингом. Они составляют 0,4 или 0,7% за платежи через СБП в зависимости от вида деятельности компании (до начала 2023 года полностью компенсировались малому и среднему бизнесу за счет государственных субсидий).
Также в числе преимуществ приема платежей по QR — моментальное зачисление денег от клиентов на расчетный счет и возможность иметь резервный способ оплаты в случае возникновения технических проблем с терминалами или если клиент не может расплатиться картой или наличными.
Леонид Назаров, руководитель управления продуктов Тинькофф Бизнеса: «Интерес к QR-платежам начал заметно расти с марта 2022 года, когда покупатели начали рассматривать этот способ платежей как альтернативу ушедшим из России Apple Pay и Google Pay. Сканировать QR мобильным телефоном также удобно — не нужно доставать кошелек или карты.
Но это не единственный мотив, который побуждал предпринимателей подключать новый способ оплаты. До конца прошлого года в рамках господдержки для малого и среднего бизнеса комиссия за прием QR-платежей полностью компенсировалась.
В 2023-м году Тинькофф Бизнес запустил собственную акцию, участники которой будут освобождены от комиссий за прием платежей по QR-кодам до конца марта. Более того, под нашу акцию попадают не только предприниматели и компании, которые входят в официальный реестр МСП, но и крупный бизнес — все, кто работает с розничным клиентом: супермаркеты, розничные магазины, салоны красоты, шиномонтаж, автотехцентры, курьерские службы.
Для предпринимателей к QR-коды пока еще остаются резервным способом приема платежей, но треть опрошенных отмечают, что в будущем могут перейти на него полностью. Особенно это актуально для маленьких магазинчиков или для служб доставки. Они могут отказаться от использования платежных терминалов и генерировать платежный куар-код в мобильном приложении Тинькофф Бизнеса».
Изменение доли QR-платежей
В 2022 году доля платежей по QR-кодам заметно выросла. В декабре 2022 года почти четверть (24%) покупателей сделали хотя бы одну покупку через QR-код СБП — против 3,5% годом ранее.
Ежемесячный объем платежей по QR в декабре 2022 года составил 5% от всего объема трат, совершенных покупателями в онлайне и в офлайне.
По данным сервиса искусственного интеллекта для аналитики и прогнозирования ETNA от Тинькофф, к июню 2023 года количество покупок по QR вырастет на 50%, а объем трат — на 37%.
Где чаще всего и больше всего платят по куар-кодам
Чаще всего платежи по QR совершают в супермаркетах — 26,1%. На втором месте по популярности — оплата в заведениях быстрого питания (11,1%), на третьем — покупки на маркетплейсах (10,6%).
Источник изображения: delovoymir.biz